Маэстро. Леонид Быков.

Знаменитый актёр, Евгений Матвеев, народный артист СССР сказал:

«К моему глубокому огорчению, судьба меня надолго не сводила с Леонидом Быковым. Мы постоянно тянулись друг к другу, более того, предлагали друг другу роли в наших фильмах, но... По разным причинам этой радости испытать мне не пришлось. Кажется, это было в 1965 году. Во время Всесоюзного кинофестиваля в Киеве мы наговорились с ним вдоволь...

К этому времени Леонид Федорович уже испытал сладость и горечь режиссуры, поставив па «Ленфильме» комедию «Зайчик», а я только готовился к своей первой постановке («Цыган») на студии имени А. П. Довженко.

Что греха таить, маститые режиссеры весьма скептически смотрят на тех, кто пытается прийти в их профессию из другого «цеха». Часто я слышал: «Зачем вам эта режиссура?!», «Вы не представляете, что за мука эта режиссура!», «Режиссура - это, знаете ли, не роль сыграть...» И в таком духе меня пугали многие.

А Леня! Добрый и чистый Леня! Он словно заглянул в мои смятения - и подарил мне день. День откровения! Все то трудное, неожиданное, опрометчивое, суетливое, коварное, что он испытал на своем режиссерском «Зайчике» - он рассказал мне как предостережение.

- Понимаешь, Евгений,- нежно смягчая букву «г» говорил он,- главное: монтажом, ракурсом и панорамой не расплескать бы душу! Ты как себе представлять душу народа?
-?
- Ты только не смейся... Мне кажется, душа нашего народа чуть-чуть улыбается... Даже когда болит - улыбается.

Такое ни в каком интервью не услышишь, не прочтешь... И я сегодня считаю себя счастливым, что слышал это признание. Тогда слышал, а теперь вижу его в фильмах «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты...» И правда, душа солдата в них чуть-чуть улыбается... Как и душа Леонида Федоровича Быкова».

Этот ресурс мы посвятили этому удивительному и светлому человеку. Человеку с большой буквы.

 



Зинаида Панкратовна, мать Л.Быкова

Как известно, все мы «родом из детства». Эта беззаботная пора закладывает на всю жизнь характер человека и принципы, по которым он в дальнейшем развивается как личность. Основополагающим является здесь и место рождения, и семья, в которой человек воспитывается, и пример его родителей, и люди, его окружающие, и первые друзья…

Леонид Быков – плоть от плоти земли, на которой вырос. В ней истоки его характера, его судьбы.

Родители Леонида Федоровича были родом из села Знаменское Черкасской волости Изюмского уезда Харьковской губернии. Отец, Федор Иванович, родился 24 декабря 1898 года, а мать, Зинаида Панкратовна, 16 июля 1907 года. Знавшие ее вспоминали сердечность и доброту этой женщины. Сама она была из многодетной семьи, воспитавшей восемь детей.



Фёдор Иванович, отец Л.Быкова

Дед Леонида Федоровича был рабочим, бабушка домохозяйкой. Взрослеть отцу Леонида Федоровича пришлось рано. Он успел окончить сельскую школу, когда в 1910 году умерла сначала его мать, а спустя пару лет и отец. Сначала сирота батрачил, потом пошел работать на завод.

В своей автобиографии Федор Иванович писал: «Самостоятельным трудом жизнь начал с 1913 года. Работал на Дружковских заводах с 1913 года по 1917 год».

Дальше была служба в старой армии. В Гражданскую Федор защищал Советскую власть – сначала пулеметчиком, затем политруком. После победы Федор пошел рабочим на мелопомольный завод на станции Шидловская, а в ноябре 1923 года стал вальцовщиком прокатного цеха Краматорского металлургического завода имени Куйбышева, в котором в дальнейшем и проработал много лет. В 1924 году Федор Быков вступил в партию. Став коммунистом ленинского призыва, именно он пригнал в родное Знаменское первый трактор.

Через год, 31 октября 1925 года, в загсе при Знаменском сельсовете Федор узаконил брак с Зинаидой Быковой. Невесте-однофамилице в документах даже не пришлось ничего менять. Жить молодожены пришли в просторный и теплый дом Зинаиды. Рубленый, в три окна, он был обмазан глиной и крыт железом. Этот дом сохранился и по сей день, только теперь его стены обложены кирпичом. Село переименовано и носит теперь название Черкасское. Именно здесь, в доме номер шесть, на улице Свободы, в 1927 году у Быковых родилась дочь Луиза, впоследствии ставшая педагогом, а спустя год, 12 декабря 1928 года, сын Леонид.

 



Маленький Лёня Быков

С самого детства Леонид Фёдорович был ребёнком весёлым и смышлёным.

Уже в те, детские годы, Леонид понимал, что театр – это праздник. Поэтому на детские представления во двор Быковых, пропускали только аккуратно одетых, причесанных, чистеньких ребят и ни в коем случае не «на босу ногу». Замарашкам предлагали привести себя в порядок. За этим строго следила старшая сестра Ленчика – Изочка, Луиза. Она стояла на воротах и продавала по 5 коп. «билетики». Это были листочки синего цвета, как «заправдишние».



Леонид с сестрой Луизой

Во дворе были расставлены лавочки для зрителей, а веранда, которая представляла сцену, была занавешена простыней. Занавес открывался, и начиналось действо. После представления для всей детворы устраивалось чаепитие с конфетами и пряниками, приобретенными на вырученные пятачки…

Вот как вспоминала старшая сестра Леонида Фёдоровича, Луиза Фёдоровна:
« В десятилетнем возрасте Леня не только поставил сказку «По щучьему велению», но и сыграл в ней главную роль – Емелю. Видимо, тогда у него и появилась идея соединить актера и режиссера в одном лице. Увлеченность Лени делала его центром любой компании. Луиза Федоровна вспоминала, что каждый, кто с ним знакомился, сразу становился его другом или поклонником.»

 

Хотя и родился Леонид Федорович в семье потомственных рабочих в селе Знаменском Славянского района Донецкой области, считал своей родиной рабочий поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, куда семья Быковых переехала в 1929 году. Быков всегда очень гордился тем, что с Донбасса. Гордился своей фамилией, которая в этих краях не редкость. Любил простых людей, земляков, свою Прокатку. Признавался, что именно она сделала его человеком, научила любить и ценить то, что он потом любил, и ненавидеть то, что ненавидел. «Мои корни – на Прокатке», – с достоинством признавался он.



Дом в котором родился Л. Быков

В годы Великой Отечественной войны, когда нависла угроза оккупации Краматорска, семья Быковых была эвакуирована в Алтайский край, в Барнаул. Здесь он учился в Неполной средней школе № 11, ныне разрушенной. А тогда она размещалась на ул. Полевой.

По воспоминаниям классного руководителя, Леонид был весельчаком и душой компании, здесь же у него была большая школьная любовь …к клёнам, которые росли тут в изобилии. Спустя годы появилась знаменитая «Смуглянка» с припевом: «Раскудрявый клён зелёный, лист резной». Естественно барнаульцам хотелось верить, что клён – это дань памяти военному детству артиста.»



Дом Быковых в п. Октябрьский

Отец, Фёдор Иванович сопровождал эшелоны с продовольствием. Когда в город прибывал очередной состав, сослуживцы бежали за женой, чтобы она забирала скорей своего Фёдора, в очередной раз грохнувшегося в голодный обморок. При такой «хлебной» должности взрослый мужчина весил всего 47 кг., в то время как рядом стоял полный продуктов эшелон…

Вот так они жили. Сын знал, что, даже страдая пороком сердца, отец в 1941 году рвался на фронт защищать Родину, сильно переживал, что врачи его «забраковали».

 



В одном из таких домов почти
два года жил Леонид Быков

В 6 классе Леонид пытался сбежать на фронт, громить фашистов. 20 июня 1943 года Лёня с Похвальной грамотой окончил 7 класс и решил осуществить свою мечту - стать лётчиком.

Ему в ту пору было 14 лет. Приписав себе год, поступил в эвакуированную 2-ю Ленинградскую спецшколу военных лётчиков в г. Ойрот-Тура (с 1948 года - Горно - Алтайск).

 

Но вскоре его обман раскрылся. Леонид Фёдорович об этом в Барнауле, в 1974 году скажет так: «Отправился я в 1943 году летать, месяц проучился, но меня выгнали. Расплакался я, потому что у «лётчика» в то время было 136 см. роста. Лётчик не получился.»

Барак в пос. Восточном, в котором жила во время эвакуации семья Быковых, был окружен клёнами. На этих деревьях целыми днями в свободное от учёбы время просиживал будущий артист, посвящал им стихи. Видимо они настолько запали ему в душу, что спустя много лет он и выбрал «Смуглянку», как символ военного времени.

 



Школа № 6 г. Краматорска



Школа № 6 г. Краматорска

В 1929 году семья переехала в г. Краматорск. Фёдору Ивановичу, как кадровому работнику Металлургического завода, выделили государственную квартиру в старой части города по ул. Спортивной, 12 кв. 8.

Однако, как человек от земли, он не хотел жить в «казёнщине» и, получив участок в посёлке Прокатчиков, построил в 1936 году добротный дом. В этом доме и прошли детские и юношеские годы Лёнчика, как все его называли. Леонид Фёдорович вспоминая, говорил: «Мои корни в Прокатке…».

С Краматорском у Леонида Быкова связано множество самых тёплых воспоминаний. Торец, Бычок, железнодорожный путь – этапы большого пути. Здесь прошло детство вихрастого паренька Леньки. Здесь просыпался он по утрам от заводского гудка, пошёл в первый класс, окончил среднюю школу № 6, впервые вышел на сцену местного ДК им. Ленина.

 



В школе помнят и чтят Леонида Быкова

Отец, Фёдор Иванович – вальцовщик – металлург, видел в сыне продолжателя рабочей династии, дядька Аким прочил любимчику семьи актёрскую судьбу – уж больно здорово читал Лёнька на семейных вечерах юмористические рассказы Чехова. Так читал, что хохотали все, даже обычно сдержанный отец…

В сентябре 1943 года Краматорск был освобождён от фашистов, и семья Быковых возвратилась из эвакуации. По настоянию отца Лёня поступил в машиностроительный техникум. Учился он в группе инструментальщиков. Хотя техника его совсем не интересовала и профессия машиностроителя не привлекала, но учился он очень хорошо и добросовестно. Не мог подвести отца. Но сердце юноши и тогда рвалось в авиацию. Все его конспекты были изрисованы самолётами разных типов.

Земляки не забыли Леонида Быкова. В Краматорске открыт музей Леонида Фёдоровича, установлены памятник и мемориальная доска на его школе, именем Быкова названа улица, в его честь проводятся кинофестивали.

 

В 1946 году Лёня решает реализовать свои актёрские качества и едет в Киев, чтобы поступить в актёрскую школу при Государственном институте театрального искусства им. Карпенко – Караго.

Вот как вспоминает об этом его старшая сестра Луиза: «… решили одеть своего любимца в чёрный костюм морского покроя и в хромовые сапоги, чтобы по всем правилам отправить Лёню в Киев – театральный институт. На то, что он поступать туда едет, не окончив школы, т.е. после 9 класса, мы как – то внимания не обратили – так нас всех увлекла, пленила эта Лёнина мечта, в осуществление которой все так верили».

Леонид Фёдорович успешно прошел два тура, но учиться не стал. Дело в том, что напутствуя Лёнчика в столицу, друзья посоветовали не говорить, что ему негде жить в Киеве, « а то не примут». И когда в приёмной комиссии ему предложили общежитие, он отказался. Лёня ночевал в танке «Тигр» на выставке трофейной технике в парке Пушкина. К тому же закончились продукты, которые давали на дорогу и деньги. Пришлось ему возвращаться в Краматорск на крыше вагона. Лёня привязал себя к трубе, чтобы не упасть и заснул. Проснулся он от того, что два мужика стаскивают с него сапоги. Сопротивление Быкова было бесполезным – силы были неравны.

Воспоминания его сестры: «Леня скоро вернулся: как-то ночью я увидела, что он в огромных брезентовых тапочках на босу ногу, в чудаковатой майке, которая когда-то была тельняшкой, тихо крадется по комнате к своей кровати. Я чуть не вскрикнула. Он остановился, глянул на меня, понял, что я не сплю, и мне показалось, сразу успокоился. Подошел ко мне и начал рассказывать свою невеселую одиссею: он вынужден был вернуться ни с чем, ибо в институте ему порекомендовали, прежде всего, школу окончить.

Ехал Леня домой на крыше вагона, где тогда было засилье «джентльменов удачи». Одному из них понравился его «шикарный» костюм, а второму - хромовые сапоги. Недолго они выясняли отношения с Леней, но один из них все-таки сжалился и отдал ему свои тапочки и тельняшку...».

 

Преподаватели Киевского театрального института заметили талантливого парня во время экзаменов в актерскую школу и посоветовали ему, получив аттестат о среднем образовании, поступать уже в следующем году в институт. Леонид так и сделал. Пошел учиться в 10-й класс Краматорской школы № 6, который с отличием окончил в 1947 году. Сестра вспоминала: «И вдруг Леня посмотрел на меня так, будто нашел новое решение финала нашей «Тани-революционерки», и говорит: - Харьков!

Мне не надо было объяснять, что имел в виду мой режиссер. Я же его актриса, ассистент, костюмер, реквизитор, декоратор, директор и старшая сестра. Училась я тогда в Харькове, в сельскохозяйственном вузе, и сразу поняла: надо там выяснить все о Харьковском театральном институте. И я только молча кивнула головой. В сентябре я уже отправила ему письмо с условиями приема и всякими подробностями.»

Закончив десятилетку, Леня успешно сдал экзамены в Харьковский театральный институт. Учился он отлично, стал сталинским стипендиатом. Уже на четвертом курсе его пригласили в Харьковский академический драматический театр им. Т. Г. Шевченко.


Леонид любил рыбалку

Совмещать учебу и работу в театре было нелегко. Леня играл в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Гибель эскадры», который готовил театр к декаде украинского искусства в Москве. Там, в столице, и нашел его «Ленфильм».

«Вспомнили мы, и как Леня пришел ко мне в общежитие после первой своей стипендии. В руках - пакет. Я сразу уловила - что в нем подарок мне, и, чтоб сдержать волнение, попробовала пошутить:

- Леня, ты уже пришел?

- Нет, я еще иду, - ответил мне заговорщицки Леня, и мы долго смеялись, а потом ели борщ, который он так любил.

И уже потом я плакала: ему же надо прожить месяц на эту стипендию, а он все деньги на модные тогда туфли-«танкетки» истратил. Ну что ты с ним сделаешь! Так появились у меня первые в моей жизни модельные туфли. Я смотрела на них и как-то сравнивала: такие красивые, такие дорогие, а он такой худой, изможденный. Вспомнилось мне, как тетя Нюся, которая души в Лене не чаяла, старалась лишний кусочек хлеба всегда отдать ему, как перед смертью все звала его.

Вспомнила я это и заплакала. А он:

- Ну что ты, что? Не нравятся? Хочешь, я другие куплю? В стипендию и куплю!

И так всю жизнь - от него шли лучи доброты, самоотверженности, чуткости. Он всегда помнил о каждом из нас, всегда стремился сделать что-то приятное. И никогда, никогда не думал, о какой бы то ни было благодарности. Как мы его любили!»

 



Любимая жена Тамара Константиновна Кравченко

Всю жизнь Леонид Быков прожил с одной женщиной – Тамарой Константиновной Быковой, в девичестве Кравченко. Они встретились в Харьковском театральном институте. По окончанию института ослепительно – красивую музыкальную актрису приглашала Харьковская оперетта, но она выбрала другой путь – быть Женой.

Когда снимали «Стариков», Тамара оставила работу, чтобы ухаживать за тяжелобольной матерью Леонида. Когда выходила очередная картина, Тамара Константиновна покупала билет, шла в кинотеатр, и пока она смотрела фильм, Быков курил и не находил себе места, ожидая приговора. Жена такого человека, как Леонид Быков, не могла быть обычной. Леонид Федорович писал: «Мы красиво прожили с ней жизнь».

Их дочь Марьяна вспоминала: «Прожив свою женскую жизнь и наблюдая многие семьи, я могу сказать, что большего счастья, большего понимания и более бережного отношения друг к другу, чем у моих родителей, я не встречала ни у кого».

В 1956 году у Быковых родился сын Александр (Лесь), проживающий ныне в Канаде. В 1958 году родилась дочь Марьяна.

 



«ССОРА В ЛУКАШАХ» (1959 г.)

Встреча с кино для Леонида Федоровича была полной неожиданностью. Его пригласили в 1952 году на киностудию «Ленфильм» для участия в кинопробах к фильму «Победители». Здесь состоялось его знакомство с замечательным мастером кино режиссером Фридрихом Марковичем Эрмлером. Леонид Федорович вспоминал о нем с большой благодарностью и с нежностью называл «кинематографическим папой». После первых же съёмок Эрмлер сказал дебютанту: «Ты обречён быть киноартистом. Есть люди, которые могут приходить и уходить. Ты теперь не уйдёшь».

В 1952 году он сыграл свою первую роль. Будущая звезда советского кинематографа, Быков начинал свое восхождение к вершине славы с эпизодической роли. Он сыграл роль обычного сельского парня по имени Сашка в фильме Виктора Ивченко и Исаака Шмарука «Судьба Марины». К удивлению многих, снятая картина оказалась довольно успешной в прокате.

 



«УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ»(1954 г.)

Начинающий актер, сыгравший эпизодическую роль, хорошо запомнился не только зрителям, но и кинорежиссерам. Следующие предложения ролей не заставили себя долго ждать.

Александр Ивановский и Надежда Кошеверова в 1954 году предложили Быкову сыграть роль Пети Мокина в картине «Укротительница тигров». У советских зрителей фильм имел действительно большой успех. После выхода киноленты на экраны имя Леонида Быкова стало известным практически всем советским гражданам.

 

 

 

 



«МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА» (1955 г.)

Интересно, что съемками только в «Укротительнице тигров» работа актера на то время не ограничивается. Параллельно он снимается в картине «Максим Перепелица» на студии «Ленфильм». Вторая кинолента оказалась не такой успешной, как «Укротительница тигров», но для самого актера именно исполнение роли Максима Перепелицы стало той работой, которая открыла дверь в большой кинематограф. Созданный на экране образ помог Быкову завоевать любовь советской публики.

После съемок в указанных фильмах Быков продолжает активно воплощать на экране образы других персонажей. Правда, довольно часто роли были похожими друг на друга. По сути, он играл тех же Максимов Перепелиц, только в меньшем масштабе. Такая ситуация актера не устраивала, он стремился к творческому росту.



«АЛЁШКИНА ЛЮБОВЬ» (1960 г.)

Знакомым Быков рассказывал, что не собирается до бесконечности эксплуатировать один удачный образ, поэтому по возможности выбирал для себя роли разноплановые. В 1961 году зрителям была представлена кинолента «Алешкина любовь». Кинокритики утверждают, что именно в этом фильме Быков сыграл одну из своих лучших ролей. На протяжении следующих трех лет актер снимается в фильмах «На семи ветрах», «Осторожно, бабушка!», а также «Когда разводят мосты». Меньшей популярностью у публики пользовались картины этого времени «Горизонт», «Большой фитиль» и «Зайчик».

 

 

 



«ДОБРОВОЛЬЦЫ» (1958 г.)

Военная тематика, которая часто встречается в фильмах с Быковым, неизменно находила отклик в сердцах зрителей. В своих картинах он воспевал подвиг солдат, приближавших заветный День Победы, но оставшихся неизвестными широкой общественности. В знаменитой картине «В бой идут одни старики» режиссер Быков рассказал реальные истории солдат, своих знакомых или близких людей.

Для многих современников Быков является символом старого и доброго советского кинематографа. Актерская игра Быкова получала не только восторженные отзывы кинокритиков, но и надолго оставалась в сердцах обычных зрителей. Даже в 21 веке, когда бесконечно далеки времена, показанные в картинах, да и самого Быкова давно нет в живых, зрители с удовольствием и ностальгией смотрят его киноленты.

Героических персонажей в своей игре актер воплощал на удивление правдоподобно. За талант актера очень любили военнослужащие. Попытки самого Быкова стать летчиком были безуспешными, но на экране героизм рядовых солдат и настоящих офицеров он передавал незабываемо.

В знак благодарности одна воинская часть даже присвоила актеру звание сержанта, его визиты к военным проходили с аншлагами.

 

«Смуглянку» пели возвращавшиеся с войны через Донбасс советские летчики, а 17-летний кучерявый пацан Леня Быков сидел рядом и завороженно слушал… Как бы он хотел быть на их месте!

Спустя почти тридцать лет солдат, поющих «Смуглянку», он опишет в сценарии и снимет в своем фильме «В бой идут одни старики». А когда картину посмотрят летчики-асы из Академии воздушных сил, они скажут актеру-режиссеру: «Еще 2-3 часа вылета, и можешь садиться за штурвал».

«Его гимнастерка, как у справжнего (по-русски - настоящего) летчика, не просыхала и была белой от пота. Он успевал и сам играть, и нас, молодых актеров, - учить, и еще в камеру как режиссер-постановщик смотреть, - вспоминает актер Владимир Талашко, сыгравший в фильме лейтенанта Скворцова. - Леонид Федорович на тот момент сыграл полсотни ролей, а для меня это была только вторая роль, но относился он ко мне, как к равному.

Есть в украинском языке слово «лагидный», что по-русски означает «нежный». Так вот Быков-режиссер удивительно нежно и бережно относился к окружающим, он никогда не поднимал голоса на гримера, оператора или актера».

 

Картина «В бой идут одни «старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз.

Над сценарием бессмертной кинокартины, кроме Леонида Быкова, работали также сценаристы Евгений Оноприенко и Александр Сацкий. После завершения работы над сценарием возникла проблема - ставить картину партийное руководство не разрешало. Чиновники и КГБ не давали разрешения, уверяя, что фильм является «недостаточно героическим». Стремясь доказать, что сюжет фильма достоин постановки, Леонид Быков начинает «обкатку» сценария со сцены. Он читает отрывки из будущего фильма перед слушателями в разных советских городах. Выступления происходят с неизменным успехом, слушателям очень нравится сюжет. Для руководителей советской киноиндустрии того времени успех «обкатки» стал достаточно сильным аргументом. Поняв, что сценаристы действительно выбрали правильный формат и содержание будущего фильма, партийная номенклатура дает разрешение. Съемки начались в 1972 году. Через 2 года кинокартина вышла на экраны. Уже много десятилетий фильм «В бой идут одни «старики» остается одной из любимых кинолент военной тематики.

Причину выбора тематики и сюжета знаменитой картины «В бой идут одни старики» Быков в разговорах с коллегами объяснял легко. Он утверждал, что фильм является для него способом «объясниться в любви «желторотикам». Действительно, героями фильмов Быкова-режиссера являются нередко неопытные, но неизменно искренние солдаты, готовые без колебаний отдать свои жизни.

Между тем, прототипами героев фильма были люди, отмеченные после войны многими наградами. Образ лейтенанта Титаренко (Маэстро) был списан с Виталия Попкова, дважды героя Советского Союза, которому в Москве даже установлен памятник - бюст.

 



Виталий Иванович Попков
Легендарный лётчик, дважды герой Советского Союза

«В бой идут одни «старики». К дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Попкову эта ставшая афоризмом фраза и сам знаменитый фильм Л. Быкова имеют непосредственное отношение, поскольку летчик был одним из прототипов при написании сценария фильма - и как воздушный боевой виртуоз, и как участник «поющей эскадрильи». С автором фильма «В бой идут одни старики», актером и режиссером Л. Быковым В. Попков, по его словам, встречался дважды - в 1969 г., во время отдыха под Будапештом, но прежде, как напомнил ему Быков, еще в 1944 г. (!) под Краматорском, при освобождении Украины. В то время юный артист выступал перед авиационным полком в детском ансамбле. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление в сознании молодого Леонида.



«ПОЮЩАЯ» ЭСКАДРИЛЬЯ 2 АЭ 5 ГИАП в 1943 г.

В статье «Один из поющей эскадрильи», рассказывающей о разыскании лётчика Быковского, служившего в том «поющем коллективе», дан такой комментарий:

«Вот она на фото, поющая эскадрилья. Такие вот «старики»... Гвардии капитан Лавейкин, вверху, чернявый, сержант Попков, впоследствии генералы и Герои Советского Союза - красивый парень рядом с Лавейкиным - сержант Быковский. Да все они герои и красавцы-парни…»

На снимке мы видим и В. Попкова, тогда еще сержанта. Факт, что сержант командовал эскадрильей, удивит через годы и режиссера Л. Быкова. Но дело в том, что юноши выпуска 1941 г., прошедшие авиамодельные кружки и летные школы, обучались по сокращенной программе и лейтенантское звание им поначалу «не полагалось».

 



Виталий Иванович Попков
Легендарный лётчик, дважды герой Советского Союза

Свою первую победу в небе В. Попков, летая в подсменку с командиром эскадрильи Героем Советского Союза В. Ефремовым, одержал в начале июня 1942 г., сбив на ЛаГГ-3 бомбардировщик Дорнье-217. По воспоминаниям самого летчика, в самолет он вскочил в фартуке, в котором чистил картошку, поскольку отбывал на кухне наряд за лихачество в воздухе. В это время на наш аэродром налетел бомбардировщик врага в сопровождении двух прикрывавших «мессеров». В. Попков вспоминал: «Дорнье» я сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолет для меня - все равно, что плюнуть. Командир полка кричит: «Что же ты тогда еще и «мессеров» не прихватил?!» В ответ я возьми да и ляпни: «Так вы, товарищ командир, своим нижним бельем мне всех фрицев распугали!» Этот эпизод был отражён в истории с «Кузнечиком» в кинофильме «В бой идут одни старики».

В боях под Ржевом Попков сбил 5 самолетов. Самым трудным своим поединком в жизни он считал получасовой (!) бой того периода с полковником Иоганном Генном, одним из лучших летчиков Люфтваффе. Немца он сбил, но сам оказался подбит другим «мессером» и выпрыгнул с загоревшимся парашютом. Его спасло лишь падение в болото. В госпитале Попкову тогда сделали шесть пластических операций. В одной из схваток он был подбит, закрыв своей машиной самолет комэска.

 



Виталий Иванович Попков
Легендарный лётчик, дважды герой Советского Союза

По окончании Сталинградской битвы лётчику удалось слетать в деревню Бутурлиновку, что в Воронежской области, в которой жили его бабушка с дедушкой. Старики были глубоко верующими, поэтому, увидев ещё издали высокую колокольню, Виталий сел рядышком на поляну и подкатил ко входу в храм. Он был уверен, что там-то точно знают, где его старики. На звук мотора следом за прихожанами вышел батюшка, который рассказал, что все родственники пилота живы-здоровы, а напоследок, окропив машину святой водой, заявил: «Даже если машину и собьют, ты останешься жив. Воюй с Богом! Защищай Родину!» С тех самых пор с ним ничего серьёзного уже не происходило. Ну, а вышеописанный случай произошёл задолго до Сталинграда, так что благословение батюшки вроде бы и ни при чём. Однако с некоторых пор в полку стали считать Попкова «талисманным лётчиком», и летать с ним соглашались все, попадая при этом прямо как под какое-то небесное покровительство.

В боевой характеристике Попкова значилось: «Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток. Первую правительственную награду, орден Ленина, Попков получил 28.08.1942 г. за первый сбитый самолет противника. Вторую награду - орден Отечественной войны 1-й степени - 23.05.1943 г. за 4 сбитых самолета. Третью награду - орден Красного Знамени - получил 30.07.1943 г. за 5 сбитых самолетов. Четвертую награду - орден Александра Невского - получил 17.08.1943 г. за 14 сбитых самолетов противника…»

8 сентября 1943 г., в дни сражения за Донбасс, Попкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Кстати, именно благодаря Попкову в картине появилась романтическая линия. История любви лейтенанта Сагдуллаева, прозванного Ромео, и летчицы Маши Поповой, произошла в реальной жизни. Увы, и там она закончилась трагически: пилот из Узбекистана Марисаев погиб во время воздушного боя, а его возлюбленная Галя была смертельно ранена при бомбёжке военной части. Актриса Евгения Симонова, которая в ленте сыграла Машу Попову, ту самую девушку, в которую был влюблён Ромео, стала после выхода драмы звездой. Для Евгении это была всего вторая роль в кино, ей исполнилось 18 лет, и такой нежный и трагический персонаж, по словам актрисы, стал для неё подарком судьбы.

Леонид Быков «...пережил свой звездный час здесь, в Краматорске, когда в 1974 году привез своих «Стариков» на суд одноклассников, друзей по техникуму, родных, соседей, и тех, для кого он был самым любимым актером – «нашим Леней». Его несли на руках. Люди что-то говорили, смеялись, восторгались. А Анна Тимофеевна Карпач - мать Виктора Щедронова, нашего соседа и ближайшего Лениного друга, рыдала. Она узнала своего Вику на экране в образе Смуглянки не только потому, что он - лейтенант Щедронов, и даже не потому, что он рассказывал ей, как они с Леней как-то в вагоне поезда услышали запавшую в душу им мелодию «Смуглянки», как они насвистывали ее потом все время, пока Вика не убежал на фронт (он был старше Лени на два года). Она узнала его белозубую неповторимую улыбку, взгляд незабываемых глаз. Это же надо, чтобы нашелся такой актер, как Сережа Подгорный, что все, кто знал Вику, узнали его моментально. Вика Щедронов погиб 11 апреля 1945 года в Чехословакии... А я помню, как Леня и Вика играли в войну, как мечтали ко дню рождения Вики деревянный самолет построить. И строили.» (Из воспоминаний Луизы Быковой)

Имя другому персонажу картины - Николаю Алябьеву - тоже дал мальчишка из детства Быкова. Семья Быковых во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых, и маленькие Коля с Леней спали на одной кровати - других спальных мест в доме не было. Приехав в Барнаул спустя годы, уже известный актер и режиссер Леонид Быков сказал со сцены: «Сколько лет прошло, а при упоминании города почему-то всегда хочется есть… Спасибо вам, барнаульцы, что приютили нас и не дали умереть с голоду».

 



ПАМЯТНИК МАКАРЫЧУ В Г. ХАРЬКОВ


ПАМЯТНИК МАКАРЫЧУ В Г. АХТУБИНСК


ПАМЯТНИК МАКАРЫЧУ ПОД ЯРОСЛАВЛЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Героев фильма помнят и любят. Большой популярностью пользуется механик Макарыч. Этому герою тоже поставили памятники.

 

    

ПАМЯТНИК ЛЕОНИДУ БЫКОВУ НА АЛЛЕЕ СЛАВЫ В КИЕВЕ



МОГИЛА Л. БЫКОВА В КИЕВЕ

 

Благодарные земляки, зрители и почитатели его таланта, помнят своего легендарного актёра и режиссёра. Леониду Фёдоровичу установлены памятники, мемориальные доски в Краматорске, Харькове, Киеве. Названы улицы, кинофестиваль.



ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ АКТЁРА

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурс подготовили:
Специалисты отдела обслуживания Сортавальской районной библиотеки
Леонтьева А.Ю. и Тимошенко Н.Ю.
Дата публикации: 12 мая 2021 года.

 

 

 

назад