Образы Александра Невского в живописи
В Отечественной истории Александру Невскому принадлежит роль выдающегося русского героя.
На протяжении веков он является символом мужества и заступничества для своего Отечества. Сквозь века русский народ пронёс память о нём; к иконам с его образом обращаются в молитве верующие, а для всей страны Святой князь стал символом мужества русских воинов. Память о своем герое русский народ сохраняет в сказаниях, житийных произведениях, иконах, картинах, памятниках скульптуры и архитектуры, в кинематографе.
Мы рассмотрим, как изменялся образ Александра Невского в искусстве начиная с XV - до начала XXI века. Указанный период изменение иконографии образа происходило, как правило, постепенно, и было связано, прежде всего с внутренними и внешнеполитическими событиями, протекавшими в государстве. Говоря об иконографии, следует выделить живопись религиозную и живопись светскую.
Первое летописное упоминание о князе относится к 1228 г., а Житие Александра Невского было составлено в ближайшие десятилетия после его смерти, в изобразительном искусстве образ Александра Невского появился значительно позже.
Церковное почитание князя началось сразу после его смерти. Это даёт возможность предполагать, что обращение к образу Александра Невского в иконописи было уже XIV в. Однако самые ранние изображения Александра Невского, дошедшие до нас, относятся к середине XVI в., а именно ко времени его общерусской канонизации, совершившейся на соборе 1547г. Одним из первых является изображение Александра Невского на иконе XV в. «Чудо от иконы Знамение Богоматери. (Битва новгородцев с суздальцами)», на которой князь предстаёт во главе своей непобедимой дружины в образе святого воина, как великий полководец и верующий. Подобное изображение князя встречается и на иконе «Церковь воинствующая», датируемой 1550-1560 гг. На ней Александр Невский изображен во главе нижнего ряда вместе со Святым Георгием Победоносцем.
Известно, что перед смертью князь принял схиму с именем Алексий
Наряду с изображением князя в образе святого воина с XVI в. появляется изображение князя Александра – схимника. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде он представлен в схиме седым старцем в коричневой мантии и со свитком в руках, на котором начертано «Братие мои, Бога бойтесь и заповеди его творите»; рядом со Святым князем изображены Иоанн и Авраамий Ростовский. К этому же времени и типу иконографии относится изображение Александра Невского, помещённое на столпе Благовещенского собора в Москве. Рядом с ним изображён его внук Иван Калита – собиратель Земли Русской. Оба князя изображены в монашеских одеждах в позе молитвенного предстояния. В росписях Архангельского собора Московского Кремля, относящихся к середине XVII в., мы можем видеть иной, царственный образ Александра Невского, на нём богато расшитые одежды, шуба и княжеская шапка.
Другой тип иконографии Александра Невского, относящийся к XVII в. – это образ князя Александра – схимника, изображённого в позе предстояния перед Спасителем или Богородицей.
Во второй половине XVII в. был создан уникальный памятник древнерусской литературы «Лицевой летописный свод», который содержал иллюстрированное Житие Александра Невского. В нём художник стремился дословно описать событие, показывая его во временной протяженности, подобно тому, как это делали в иконах. В «Лицевом летописном своде» Александр Невский представлен в образе святого князя, в образе верующего без атрибутов княжеской власти, обращающегося с молитвой к Богу, а также в образе святого воина-защитника своих земель. Александр изображён как в парадных княжеских одеждах, пришедших из Византии - в длинной тунике с богатым оплечьем, так и в мантии поверх кольчуги или панциря.
К 1672 г. относится «Большая книга, или Корень российских государей», более известная под названием «Царский титулярник», в котором находились портреты русских государей. В дальнейшем изображение Александра Невского из этого титулярника стало своего рода образцом для многих иконописцев, гравёров, мастеров портретной и исторической живописи.
Подход к изображению Александра Невского меняется с XVIII в., что было связано с петровскими преобразованиями в стране.
В это время завершалась эпоха древнерусского искусства, а архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство вступали в качественно новый этап своей истории. На смену иконописи пришла светская живопись. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил не изображать князя Александра Невского в монашеских одеждах, а только в великокняжеских. В петровский период и позже Александр Невский изображался в схиме только в группах предстоящих святых на иконах северных мастеров и старообрядцев. Александр Невский на иконах Нового времени изображался конным или пешим воином с атрибутами власти, в княжеской одежде или горностаевой мантии, в броне и с мечом в руке на фоне Петропавловской крепости, реки Невы или дворцов столицы. К новому типу иконографии относятся два мозаичных портрета работы М.В.Ломоносова, на которых князь изображён в княжеской шапке и красной мантии с горностаем поверх голубовато-серых лат.
При Петре I светская живопись делала первые шаги, а во второй половине XVIII века в русском искусстве уже существовал исторический жанр.
Отечественными и зарубежными мастерами в это время было написано много картин. Портреты Петра I и Александра Невского напоминали портреты европейских королей - воинов, закованных в рыцарские латы. К этому типу относится живописное полотно работы Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» (1793-94 гг.).
Работа выполнена в стиле классицизма, господствующего в тот период. Александр Невский изображён верхом на коне, торжественно въезжающим в город, на нём княжеские одежды, шапка с красным верхом и мантия. Слева от него расположены две фигуры пленённых рыцарей в латах, справа крепостная стена и псковский кремль; за Александром следует его войско; на переднем плане, в левом краю холста, изображена группа женщин разных возрастов, встречающих победителей, что в контексте классицизма трактуется как символ мирного домашнего очага.
Исследователями также замечено, что в картине Александр, несмотря на сохранившиеся сведения о мужественном и «дородном» виде, представлен в облике миловидного юноши с тонким прямым носом, фарфоровым румянцем на щеках и с чуть заметно пробивающимися усиками вместо привычной бороды, что дало повод предполагать о создании своеобразной параллели образу великого князя Александра Павловича - любимого внука Екатерины II.
Иконография Святого благоверного князя Александра Невского в XIX веке ещё более обширна.
Во второй половине XIX в. был распространён ещё один тип иконографии Александра Невского, при котором фигура князя изображалась фронтально в полный рост, взгляд был устремлён к небесам, правая рука прижата к груди или сердцу, иногда со сложенными в крестном знамении пальцами, в левой руке часто изображался меч. Александр Невский изображался в красной мантии с горностаем или красном плаще поверх рубахи, кольчуги, а иногда рыцарских лат. Подобный тип был, прежде всего, присущ иконам.
Также существовал иконографический тип, на котором Александр Невский был изображён опустившимся на колено с прижатой правой рукой к груди и обращённым с молитвой к небу взглядом. Примером этому служит работа художника П.Шамшина «Александр Невский» (1855г.).
В светском искусстве в этот период также было создано много живописных полотен и произведений монументальной живописи, обогативших иконографию образа Александра Невского.
Карлом Павловичем Брюлловым и Петром Васильевичем Басиным была выполнена роспись Исаакиевского собора в Петербурге. Одна из ключевых композиций, помещённая в главном куполе собора называется «Александр Невский и Исаакий Далматский».
В 1860-1866 гг. художником Фёдором Антоновичем Моллером была выполнена работа по украшению Александровского зала Большого Кремлёвского дворца.
Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события в жизни великого князя: «Обручение Александра Невского с дочерью князя Брячислава Полоцкого», «Видение Пелгуя», «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», «Шествие Александра Невского во Псков», «Александр Невский и папские легаты», «Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту», а также работа, которая не была осуществлена – «Александр Невский на смертном одре». В этих полотнах Александр Невский предстаёт в образе воина, князя, защитника, на нём русские княжеские одежды, кольчуга, мантия, шлем. Во многом обращение к такому типу иконографии объясняется возрастающим в то время интересом к русской истории, былинам, героям.
О последнем неосуществленном полотне «Александр Невский на смертном одре» можно судить лишь по сохранившемуся эскизу. В отличие от вышеупомянутых, эта композиция решена в другом ключе. Действие заключено не в вертикальный формат, а горизонтальный, построение фигур, их одежды, позы и жесты отсылают нас к академической традиции.
Редким типом иконографии является также «Обручение Александра Невского с дочерью князя Брячислава Полоцкого», где Александр Невский представлен в образе благородного князя в длинном платье и плаще, держащим за руку свою невесту, полоцкую княжну.
Совершенно иным предстаёт Александр Невский в эскизах Генриха Ипполитовича Семирадского, выполненными им для росписи храма Христа Спасителя в Москве. Сами росписи по причине уничтожения храма в 1931 г. не сохранились, поэтому эскизы Г.И.Семирадского являются важным источником сведений об этом этапе творчества художника и затронутой теме.
Всем своим композиционным строем, стилем и манерой исполнения работы являли собой не молельные образа, а исторические картины. Что же касается образа князя, то в качестве его характеристики можно привести цитату из одной рецензии того времени на полотно «Послы папы пред Александром»: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична ... своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй» ... Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон в картине «Светочи христианства».
Как уже было отмечено ранее, с середины XIX в. стал возрастать интерес не к античной истории и мифологии, а к отечественной. Возрастает интерес и к изучению истоков русской народности.
В 1860-е гг. в Петербурге создаётся Этнографическое общество и Общество древнерусского искусства. Художники, писатели, учёные интересовались русской культурой, изучали былинный богатырский эпос. В конце XIX в. богатыри в работах Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля выступали выразителями народного духа. Героические сюжеты поединков богатырей появляются с этого времени в и оформлении интерьеров и экстерьеров.
Примером обращения к Александру Невскому в образе русского воина, богатыря, изображённого верхом на коне в момент сражения, является работа художника Алексея Даниловича Кившенко «Невская битва. Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру». Молодое лицо князя полно решительности и отваги.
В конце XIX века в работе Виктора Михайловича Васнецова, которую он выполнил для иконостаса Владимирского собора в Киеве, появляется совершенно иной, «васнецовский» тип образа Александра Невского, отличающийся от традиционной трактовки.
Он выглядит очень реалистичным, хотя в нём сохранен такой символ, как нимб. Несмотря на то, что это иконостасный образ Александр Невский изображён в профиль. Благочестиво склонив голову, он пребывает в молитве и словно погружён в думу. Правой рукой князь прижимает к груди меч, левой держит великокняжеский стяг. Признаком «русского стиля» в данном образе, существовавшим как одно из направлений в искусстве того времени, является орнаментальность, которая отсылает зрителя к узорочью древнерусского искусства. В «васнецовском» образе Александра Невского ощущается смирение перед Богом, святость, и вместе с этим внутренняя сила и богатырская мощь.
В подобном ключе решена работа Михаила Васильевича Нестерова в храме Воскресения Христова, построенного по проекту архитектора А.А.Парланда в Петербурге. В ней образ Александра Невского также наполнен тихостью и молитвенным сосредоточением.
Этот же мотив был повторён М.В.Нестеровым в 1902-1904 гг. в росписях храма Святого Александра Невского в Абастумане в композиции «Христос во Славе с предстоящими Святым Александром Невским и Святым Георгием Победоносцем». Александр Невский изображён со склонённой головой, стоящим на коленях, опирающимся на меч. Весь его облик говорит о покорности, смиренности, а вся композиция в целом наполнена какой-то удивительной незримой тишиной.
Среди этих росписей есть композиция «Кончина Александра Невского», исполнение которой решительным образом отличалось от росписей в духе академизма Г.И.Семирадского в Храме Христа Спасителя.
В работе М.В.Нестерова Александр Невский изображён в схиме с нимбом над головой, его правая рука прижата к груди, «вязкий орнаментальный ритм, усиленный характерной для модерна плоскостностью, больше напоминал язык русской древности. Вместе с тем он явно был призван создать определённое настроение, дать пластический эквивалент растекающейся в пространстве скорби».
В конце XIX – начале XX в. для иконографии Александра Невского свойственны типы: «Александр Невский молящийся», а также типы, возникшие ранее.
После Октябрьской революции иконопись пребывает в забвении. К образу Александра Невского обращаются мастера народных художественных промыслов, в том числе Палеха и Федоскина. В работах палешан Александр Невский приобретает внешность прекрасного сказочного принца, но при этом сохраняет образ русского воина, защитника и победителя.
Новый виток развития иконографии образа Александра Невского связан с Великой Отечественной войной. Вновь были востребованы образы русских полководцев.
В 1941г. в своём дневнике Николай Константинович Рерих писал: «Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, великий наставник народа, - все, положившие жизнь свою во благо Родины».
В 1942 г. им была написана картина «Александр Невский (Русская война)» близкая по своей стилистике к его гималайскому циклу. Контрастные отношения локальных цветовых пятен - жёлтых, фиолетовых, голубых, розовых и зелёных - передают суровую красоту мира. Здесь Александр изображён не столько триумфатором, сколько усталым воином, возвращающимся со своим войском по заснеженным холмам в безмолвии и тишине. Картина посвящена одному из ключевых моментов русской истории.
В 1242 году на Чудском озере произошла битва русичей под предводительством князя Александра с тевтонскими и ливонскими рыцарями. Это сражение вошло в историю под названием Ледового побоища. Рыцари были разгромлены и бежали. «Самые многочисленные враги Земли Русской, — писал художник, — бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа».
На полотне изображен Александр Ярославич, получивший за победу над шведами прозвище Невский. Картина поражает яркими красками, контрастными и четкими линиями. Багряные небеса олицетворяют жар только что завершившейся битвы. На снегу под копытами коней победителей тела поверженных врагов – немцев. Розоватые отблески на снегу – не только отражение неба, но и цвета крови, смешанной и растворенной снегом. Закатные краски и сероватая дымка передают тишину сумерек.
Битва кончена. Силуэт Александра Невского, слегка склонившего голову. Он тянет за повод, а верный конь приседает, проскальзывая на крутом склоне. Остановившись, князь всматривается в лицо павшего русского воина. Тот в ярком красном плаще лежит на спине, распластав в стороны руки, а его лицо четко вырисовывается на фоне багрового неба. Идущие за князем воины тоже остановились в скорби.
Не радость победы изобразил художник, но горечь и ужас любой битвы, цену, которую приходится платить за триумф. Николай Рерих показал скорбь полководца и воинства о погибших братьях. Выбранный сюжет подчеркивает особенности чуткой души русского человека, умеющего жалеть и сострадать.
В 1904 году Николаем Рерихом была написана картина «Александр Невский поражает ярла Биргера».
В 1240 году на Русь двинулись по морю к Неве шведы, а по суше на Псков шли немцы. Александр, князь Новгородский, действовал быстро и решительно: не дав соединиться шведским и немецким рыцарям, он выступил с малой дружиной в район Невы. «Не в силах Бог, а в Правде», — ободрял он свою дружину.
Битва состоялась в день памяти Владимира, крестителя Руси, 15 июля 1240 г. Князь Александр пробился к центру лагеря и сразился с ярлом Биргером, военначальником шведов и «возложил печать на лицо острым копием», как говорит Житие Александра Невского. Потеряв многих воинов, враги бежали по Неве в море. За эту победу Новгородского князя Александра прозвали Невским.
Эта работа, решенная Рерихом в плоскостной декоративной манере, является эскизом к одному из мозаичных панно, которые художник создавал в эти годы для архитектурных построек. Это панно осуществлено не было. Графическая четкость контуров, плоскостное изображение фигур, чистота цвета придают произведению монументально-декоративный характер. В первую очередь взгляд Рериха обращается на русско-византийскую икону, он становится ее глашатаем и удивительно воспроизводит ее сосредоточенную красоту, не просто подражая ей, а своей художественной интуицией улавливая ее органику.
В годы войны, уже с первых её дней Александр Невский вдохновлял художников.
Созданные ими образы воодушевляли и придавали отваги советским воинам. В это время было создано много плакатов. На плакатах Кукрыниксов, иллюстрирующих текст С.Я.Маршака «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» (1941г.), В.А.Серова «Били, бьём и будем бить» (1941г.), В.С.Иванова и О.К.Буровой «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!» (1941г.) Александр Невский изображён как истинный русский воин, богатырь Земли Русской, в кольчуге, шлеме с тяжёлым мечом в руке, призывающим в атаку.
К этому времени относятся два живописных полотна художника Владимира Александровича Серова (1910-1968) «Ледовое побоище» (1942г.) и «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» (1945г.).
В первой Александр Невский изображён верхом на коне в гуще сражения, оглядывающимся на своё войско. Эта картина представляет грандиозное действие, живописную массу людей в движении, в разных позах, с различными эмоциями на лицах, и напоминает по своему строю и голубовато – серебристому колориту исторические полотна Василия Ивановича Сурикова.
Вторая картина Владимира Серова «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» вторит своим сюжетом картине Г.И.Угрюмова, но выполнена в лучших реалистических традициях. Здесь Александр Невский мужественный воин в полном расцвете сил. На картине Серова от образа Александра и его войска исходит мощь и сила. Быстро и решительно продвигаются внутрь города русские воины, окружённые толпой встречающих горожан.
Выдающейся вехой в истории иконографии образа Александра Невского стало полотно из центральной части триптиха Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» (1942г.).
Оно вобрало в себя разнообразные художественные традиции из области, парадного портрета, монументальной живописи, иконы. Фигура Александра Невского изображена в полный рост, благодаря низкой линии горизонта она кажется монументальной. Он словно могучий великан возвышается над новгородской землёй, готовый её защитить. Контраст блестящих металлических лат и чёрного подбоя плаща делают фигуру ещё более выразительной, крепко сжатые на рукоятке меча руки и грозный взгляд князя не сулят врагу ничего хорошего. По сути, это совершенно новый образ в иконографии, образ русского воина, защитника, охраняющего рубежи своей Родины. Этот образ является незабываемым и удивительным по силе своей убедительности.
Спустя десять лет П.Д.Кориным был создан ещё один образ Александра Невского для московской станции метро «Комсомольская - кольцевая».
Дальнейшие десятилетия не принесли столь же значимых и запоминающихся образов, связанных с Александром Невским.
С новой силой интерес к личности Александра Невского возрастает в искусстве в последних десятилетиях ХХ в. и продолжается в начале ХХI в.
К 1983 г. относится полотно Сергея Николаевича Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». В многофигурной, масштабной по замыслу композиции задействовано более 150 персонажей. Общая динамика композиции вступает в противоречие со статикой каждой отдельной фигуры. Александр Невский изображён верхом на коне, но таким образом, что его туловище и плечи обращены прямо на зрителя, а шея коня оказывается за спиной Александра Невского, благодаря чему создаётся ощущение парения фигуры Александра Невского в воздухе. На фоне темных фигур рыцарей, она кажется лёгкой, практически невесомой. Александр Невский изображен в латах, в красном плаще, с мечом и щитом в руках. Красивое лицо, обрамлённое русыми волосами, выражает уверенность, спокойствие и даже какую-то задумчивость. Александр Невский предстаёт не только как мужественный защитник и полководец, но и как символ борьбы русского народа за веру, Отечество, правду.
Следующей масштабной работой этого периода является мозаика А.К.Быстрова «Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями» (1990г.). Изображенный в центре Александр Невский буквально «рубит» врагов, здесь он сражающийся полководец, не знающий пощады.
Один из наиболее интересных подходов в решении образа Александра Невского виден в творчестве современного художника Павла Рыженко, много и плодотворно работающего в историческом жанре.
В его картинах Александр Невский предстаёт перед зрителем разным. Созданные им образы требуют глубокого размышления над ними. В 2008-2009 гг. художником был создан триптих «Солнце земли Русской», в который вошли сюжеты «Невская битва», «Сартак».
На картине «Невская битва» князь Александр показан воином, только что одержавшим победу. Он изображён сидящим у водоёма (вероятно, р.Ижора), взгляд его устремлён на шведское судно, на котором был сооружён походный алтарь. В выражении лица князя чувствуется ненависть и пренебрежение к врагу. Это впечатление усиливается ещё и тем, что грамотой с печатью ярла Биргера он вытирает окровавленный меч.
На другой картине «Сартак» Александр Невский изображён во время его пребывания в Орде вместе с Сартаком. Здесь Александр изображён уставшим и уже немного постаревшим, без оружия. Его взгляд задумчив. Сам Павел Рыженко о своей картине пишет так: «...Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он и победил татарского князя Сартака».
Известно, что Сартак под воздействием общения с Александром Невским принял христианство. Таким образом, рассмотрев работы П.Рыженко, можно сделать вывод о том, что художника интересуют разные стороны личности своего героя как внешние, так и внутренние.
В 2010 году, к 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, в Санкт-Петербурге прошла выставка плаката «Святые воины, небесные покровители Российских столиц», на которой были представлены работы молодых художников Ивана Попова, Михаила Молякова, Василия Чернобылова, Елены Петрусенко, Алексея Куликова, посвящённые Александру Невскому.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. вновь возрождается интерес к иконе.
Что касается иконографии Александра Невского в современном религиозном искусстве, она несет в себе отпечатки всех предыдущих периодов. Однако, в целом, для неё характерно поясное изображение фигуры Александра Невского в латах и красном плаще. Святой князь изображается с мечом и щитом в руках или с приложенной к груди правой рукой, и держащей крест левой рукой. Существует тип изображения Александра Невского в полный рост в образе святого воина или схимника.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что образ Александра Невского всегда присутствовал в русском изобразительном искусстве.
Развиваясь в рамках религиозной живописи в XV – XVII веках, иконография Святого князя Александра Невского обогатилась такими образами, как «Александр Невский Святой воин и защитник во главе своей дружины», «Святой Александр Невский – схимник», «Александр Невский – схимник, предстоящий перед Спасителем или Богородицей». Начиная со второй четверти XVIII в. иконография образа Александра Невского претерпела существенные изменения. С этого времени Святой Александр Невский изображался пешим или, чаще, конным воином в доспехах европейских рыцарей, в красной мантии с горностаем на фоне видов Петербурга. Икона теперь всё больше походила на картину и свои характерные черты - символичность и сакральность образов - сохраняла лишь в работах северных мастеров и старообрядцев.
В XIX в. историческая живопись прочно вошла в историю не только отечественного светского искусства, но подчинила себе и религиозное; соборы и церкви украшалась не иконами, а картинами на историческую тему. Однако, начиная с середины 1860-х гг., герои отечественной истории всё более приобретали национальные черты. Александр Невский с этого времени всё чаще изображается в одежде русского воина.
В дальнейшем, вплоть до наших дней, в иконографии Александра Невского, сохраняется тенденция к изображению Святого князя в национальной одежде с атрибутами княжеской власти (меч, княжеские стяги) именно как русского воина, героя, защитника и победителя. В отдельные периоды (работы В.Васнецова, М. Нестерова) происходило обращение художников не только к внешним героическим чертам, но и духовному миру Святого Александра Невского.
В периоды, связанные с потрясениями, войнами именно героические черты князя Александра Невского привлекали художников: сила, отвага, мужество, ненависть к врагу (работы Владимира Серова, плакаты периода Великой Отечественной войны). Послевоенное время ознаменовано отношением к образу Александра Невского не только как к защитнику, но и как к символу непременной победы и неприступности русских земель (работы П.Д.Корина, С.Н.Присекина).
Начало ХХI в. отличается более глубоким подходом к трактовке образа Александра Невского. В сюжетах отражаются не просто события из жизни. Художники, обращающиеся к теме, изображают эти события и самого Александра Невского сквозь призму своих представлений о нём и его времени; стремятся вникнуть в глубины его личности и представить возможный ход мыслей и действий князя в определённые моменты его жизни (работы П.Рыженко). Для этого периода также характерно возрождение православных традиций в иконописи и в иконографии образа Александра Невского.
Можно сделать вывод о том, что образ Святого князя присутствует в русском искусстве уже с начала XV века. В XVIII – XX вв. образ Александра Невского находился в сфере «большого стиля» в рамках государственного заказа и, соответственно, в системе академических традиций. При этом в образе Александра Невского, в зависимости от исторической эпохи, всегда существовали разные черты - императорские, военно-патриотические, национальные или духовные.
Ресурс подготовила заведующий Приладожским центром Н.К.Рериха Егошина Ю.С.
Дата публикации: 16 декабря 2021 г.